Юридические услуги

+7(495)778-89-67

В Вашей корзине нет ни одной услуги.

Задайте вопрос

Ваше сообщение отправлено.

Вы можете обратиться к нам за защитой по следующим вопросам:

Возмещение вреда здоровью

Наиболее часто встречающаяся категория дел. Следует иметь в виду, что Пленум Верховного Суда РФ 28 июня 2012 г. принял Постановление N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Пленум), которым устранил ряд правовых пробелов в законодательстве и фактически узаконил потребительский экстремизм в медицине. О вытекающих отсюда рисках хотелось бы подробнее предостеречь частные клиники.

--------------------------------

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. Сентябрь. N 9.

В части гражданско-правовых отношений с участием потребителей, не урегулированной положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <5>, применяется Закон.

--------------------------------

Российская газета. 23.11.2011. N 263.

При разрешении требований пациентов необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, теперь лежит на клинике (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона, ст. 1098 ГК РФ).

Даны четкие определения понятий "услуга" и "работа".

Пленум в п. 9 постановил применять законодательство о защите прав потребителей к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования.

Моральный ущерб. Пункт 45 Постановления Пленума указывает, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда теперь определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости работы (услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой пациенту компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных пациенту нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.

Суды теперь обязаны налагать на клинику штраф. При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке частной клиникой, суд взыскивает с ответчика в пользу пациента штраф, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона). Это императивное требование.

Помимо вышеуказанных положений, частным клиникам в своих взаимоотношениях следует учитывать следующие особенности правового статуса пациента, который:

- является потребителем;

- освобожден от уплаты государственной пошлины;

- вправе обратиться в суд в течение 3 лет. Судебной практике известно много случаев, когда частные клиники, в основном стоматологические, квалифицируют выполненную работу по главе 37 ГК РФ ("Подряд") и пытаются применить срок исковой давности 1 год после принятия работ заказчиком по ст. 725 ГК РФ, что всегда отвергается судами;

- вправе выбрать суд по месту своего жительства. То есть пациент московской частной клиники, постоянно зарегистрированный в Ростове-на-Дону, вправе подать исковое заявление в Ростове-на-Дону, и частной клинике придется тратить деньги еще и на поездки своих представителей в город постоянной регистрации данного пациента;

- считается не обладающим специальными знаниями об оказываемой услуге, в результате чего ходатайствовать об экспертизе и оплачивать ее проведение придется частной клинике;

- если привлечет для защиты своих прав общественное объединение потребителей при удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного пациента, пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов, независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

В итоге, если частная клиника некачественно оказала услугу стоимостью 100000 руб., с нее потом может быть взыскано в совокупности 250000 руб.

Анализ Постановления Пленума однозначно показывает, что частная медицинская организация поставлена в заведомо неравноправное положение по сравнению с другими участниками триады: государством и пациентом.

По итогам рассмотрения поставленного вопроса целесообразно дать следующие общие рекомендации частным клиникам:

Не пренебрегать формальными мелочами: иметь надлежаще оформленный уголок потребителя; содержать при входе указатель о наименовании клиники и времени ее работы.

Заключать договор с пациентом. Если нет заключенного письменного договора, в котором содержалась бы информация об услугах, в том числе о возможных последствиях, то суд придет к обоснованному выводу о том, что пациент был лишен возможности получить достоверную информацию, чем были нарушены его права потребителя.

Договор об оказании услуг должен быть короткий: содержать основные условия по оказываемой услуге, сроки оплаты; желательно отдельно предусматривать подписание пациентом информированного согласия на каждую манипуляцию.

Обязательно реагировать на письменные претензии. Вопрос по возврату денег решать на досудебной стадии. Если приходит претензия - на нее нужно отвечать. Если претензия грамотно составлена, то это значит, что пациент нацелен на судебную перспективу, и значит, дело нужно решать миром, во избежание больших расходов и репутационных потерь.

Иметь юриста в клинике. Это системная ошибка, когда у частной клиники нет своего или оперативно реагирующего привлеченного юриста. Часто вопрос с недовольным пациентом удается уладить путем переговоров в момент появления проблемы. Особенно если пациент - женщина, которая приняла решение в эмоциональном порыве. Распространены случаи, когда пациент улыбается и любезно прощается с лечащим врачом, а потом, выйдя из клиники, звонит своему юристу с требованием засудить клинику, что в итоге означает письменную претензию. Наличие юриста позволит оперативно, четко и компетентно решить многие вопросы на досудебной стадии как с обычными пациентами, так и с представителями мира гламура, что в итоге позволит избежать больших расходов.

Суд по большинству вопросов стоит на стороне потребителя. Это общеизвестный факт. Пациент, сопровождаемый опытным юристом, - это залог победы в суде. Исключений из данного правила немного.

Одно из общих заблуждений о взаимной солидарности врачей разбивается о судебную практику в отношении частных клиник. Существует тенденция, при которой один и тот же суд по похожим делам определял назначение судебно-медицинской экспертизы по оценке качества медицинской помощи как частного, так и государственного медицинского учреждения. В итоге государственное медицинское учреждение оправдывалось в 2/3 случаях, а частное намного реже - только в 1/3 случаев.

Все административное производство в отношении вашей клиники, осуществленное через арбитражный суд, попадает в Интернет. Что попадает в Интернет - остается там навсегда. Цитируемость по базе арбитражного суда - репутационный риск для частной клиники в первую очередь перед контрагентами.